Паразиты. Остросоциальная драма на границе жанров.

«Только паразиты стараются взять, ничего не дав взамен»

Фильм «Паразиты» недавно повторно вышел в широкий прокат, и для этого есть несколько причин.

Один из главных претендентов на получение премии «Лучший фильм» поднимает ряд остросоциальных проблем в не меньшей степени, чем Джокер. Но местами у Пон Джун-хо получается это сделать в более элегантной манере. Не выставляя метафоры напоказ.

Так, очевидная проблематика разрыва между богатыми и бедными скрывает под собой другую, не менее важную. Сохранение национальной самоидентификации и поглощение восточных культур западом.

Эти проблемы тесно переплетаются в канве повествования и влекут схожие вопросы.

Есть ли еще место для диалога культур?

С одной стороны, в фильме мы видим богатую семью (Пак). В их жизни очень много отличий от национальной культуры. Образ жизни, одежда и досуг настолько западные (что в современном мире почти синоним универсальности), что мы понимаем: действие могло бы происходить почти в любой стране. Такой себе чеховский город «Энск» от Кореи. Вместе с тем,  манера общения (сложно не обратить внимание на огромное количество к месту и не к месту используемых английских слов) иногда выглядит комично в своем стремлении подражать другим.

По сравнению с ними, бедная семья мистера Кима выглядит так, как будто они из другого мира. Их беспокоят совершенно другие проблемы. Сама жизненная философия кардинально отличается. Богатые при первом проявлении недовольства ситуацией начинают действовать и решать проблемы. Хотя часто это происходит без оглядки на чувства окружающих.

«Если плана нет, значит, он не сорвётся», — говорит отец бедного семейства. В подобном высказывании проявляется очень восточная идея: все идет своим чередом, не нужно торопить события.

При этом в ходе повествования мы видим, как члены семьи Кима начинают примерять на себя этот западный/зажиточный (или оба?) образ жизни. И никак не могут почувствовать себя уверенно. Постоянно спрашивают себя: «А приживусь ли я здесь»? Но и перспектива дороги назад, к истокам, теперь ужасает.

Вместе с тем мы видим, что именно на усилиях семьи, которая не способна вырваться из бедности зиждется существование семьи Пак.   

В этом моменте возникает ряд сложных вопросов. Значит ли это, что (в коммунистическом духе) зажиточные слои населения способны поддерживать свой уровень жизни и дохода лишь благодаря тем, кому повезло меньше? А также значит ли это, что западная культура постоянно «подпитывается» другими? И лишь благодаря этим «вливаниям свежей крови» до сих пор существует? И возможно ли полностью отгородиться от того, что тебя «кормит»?

«Если бы у меня было столько денег, я бы тоже была доброй. Даже добрее»

Несомненно, основная часть рефлексии в «Паразитах» относится к первопричине  бедственного положения семьи Кима. Что первично – ряд прирожденных качеств, таких как эгоизм и циничность в сочетании с ленью, которые определят на всю жизнь их место в социальной иерархии? Или все это – результат той бедности, в которой оказалась семья? И есть ли выход из порочного круга?

С одной стороны, очень сложно не посочувствовать людям, которые живут в подвале, вынуждены (вынуждены ли?) воровать Wi-fi у таких же бедных соседей, вскарабкавшись на окно туалета. И не могут найти иного заработка, кроме складывания коробок для пиццы.

Социальные проблемы, которые мы видим кажутся безвыходными. Поэтому поначалу их попытка обманным путем получить работу в доме семьи Пак выглядит вполне оправданной. А на жестокость к окружающим хочется закрыть глаза.

Тем не менее, дьявол кроется в деталях.

Даже когда уровень жизни семьи Кима растет, развития персонажей не происходит. И в этом гениальность работы сценариста. В такой своего рода стагнации кроется популярная нынче мысль. «Куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя».  И даже хорошая работа и достойный заработок не помогут избавиться от того запаха бедности, столь презираемого в «высшем обществе».

К слову, несмотря на свою очевидность, метафора запаха – невероятно удачный прием. Маленькая деталь. Нечто неосязаемое и, возможно, едва уловимое. Но она вызывает настолько неожиданное и невыносимое презрение со стороны Пак, что в коечном счете становится причиной трагической развязки. Она является признанием невозможности даже крошечного шанса подняться по социальной лестнице. Показателем непреодолимых различий.

Достоинства и смыслы «Паразитов» можно анализировать прктически бесконечно. Между тем, совершенно очевидно одно: возьмет фильм «главный Оскар» или нет, он навсегда войдет в историю кинематографа.


UPD: Уже взял!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *