Паразиты. Остросоциальная драма на границе жанров.

Смысл фильма паразиты

«Только паразиты стараются взять, ничего не дав взамен»

Фильм «Паразиты» недавно повторно вышел в широкий прокат, и для этого есть несколько причин.

Один из главных претендентов на получение премии «Лучший фильм» поднимает ряд остросоциальных проблем в не меньшей степени, чем Джокер. Но местами у Пон Джун-хо получается это сделать в более элегантной манере. Не выставляя метафоры напоказ.

Так, очевидная проблематика разрыва между богатыми и бедными скрывает под собой другую, не менее важную. Сохранение национальной самоидентификации и поглощение восточных культур западом.

Эти проблемы тесно переплетаются в канве повествования и влекут схожие вопросы. А смысл фильма «Паразиты» оказывается гораздо более сложным, чем кажется на первый взгляд.

Есть ли еще место для диалога культур?

С одной стороны, в фильме мы видим богатую семью (Пак). В их жизни очень много отличий от национальной культуры. Образ жизни, одежда и досуг настолько западные (что в современном мире почти синоним универсальности), что мы понимаем: действие могло бы происходить почти в любой стране. Такой себе чеховский город «Энск» от Кореи. Вместе с тем,  манера общения (сложно не обратить внимание на огромное количество к месту и не к месту используемых английских слов) иногда выглядит комично в своем стремлении подражать другим.

Смысл фильма паразиты

По сравнению с ними, бедная семья мистера Кима выглядит так, как будто они из другого мира. Их беспокоят совершенно другие проблемы. Сама жизненная философия кардинально отличается. Богатые при первом проявлении недовольства ситуацией начинают действовать и решать проблемы. Хотя часто это происходит без оглядки на чувства окружающих.

«Если плана нет, значит, он не сорвётся», — говорит отец бедного семейства. В подобном высказывании проявляется очень восточная идея: все идет своим чередом, не нужно торопить события.

При этом в ходе повествования мы видим, как члены семьи Кима начинают примерять на себя этот западный/зажиточный (или оба?) образ жизни. И никак не могут почувствовать себя уверенно. Постоянно спрашивают себя: «А приживусь ли я здесь»? Но и перспектива дороги назад, к истокам, теперь ужасает.

Вместе с тем мы видим, что именно на усилиях семьи, которая не способна вырваться из бедности зиждется существование семьи Пак.   

В этом моменте возникает ряд сложных вопросов. Значит ли это, что (в коммунистическом духе) зажиточные слои населения способны поддерживать свой уровень жизни и дохода лишь благодаря тем, кому повезло меньше? А также значит ли это, что западная культура постоянно «подпитывается» другими? И лишь благодаря этим «вливаниям свежей крови» до сих пор существует? И возможно ли полностью отгородиться от того, что тебя «кормит»?

«Если бы у меня было столько денег, я бы тоже была доброй. Даже добрее»

Несомненно, основная часть рефлексии в «Паразитах» относится к первопричине  бедственного положения семьи Кима. Что первично – ряд прирожденных качеств, таких как эгоизм и циничность в сочетании с ленью, которые определят на всю жизнь их место в социальной иерархии? Или все это – результат той бедности, в которой оказалась семья? И есть ли выход из порочного круга?

С одной стороны, очень сложно не посочувствовать людям, которые живут в подвале, вынуждены (вынуждены ли?) воровать Wi-fi у таких же бедных соседей, вскарабкавшись на окно туалета. И не могут найти иного заработка, кроме складывания коробок для пиццы.

Корейские фильмы, которые вам точно стоит посмотреть

Социальные проблемы, которые мы видим кажутся безвыходными. Поэтому поначалу их попытка обманным путем получить работу в доме семьи Пак выглядит вполне оправданной. А на жестокость к окружающим хочется закрыть глаза.

Тем не менее, дьявол кроется в деталях.

Даже когда уровень жизни семьи Кима растет, развития персонажей не происходит. И в этом гениальность работы сценариста. В такой своего рода стагнации кроется популярная нынче мысль. «Куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя».  И даже хорошая работа и достойный заработок не помогут избавиться от того запаха бедности, столь презираемого в «высшем обществе».

К слову, несмотря на свою очевидность, метафора запаха – невероятно удачный прием. Маленькая деталь. Нечто неосязаемое и, возможно, едва уловимое. Но она вызывает настолько неожиданное и невыносимое презрение со стороны Пак, что в коечном счете становится причиной трагической развязки. Она является признанием невозможности даже крошечного шанса подняться по социальной лестнице. Показателем непреодолимых различий.

Достоинства и смыслы «Паразитов» можно анализировать практически бесконечно. Между тем, совершенно очевидно одно: возьмет фильм «главный Оскар» или нет, он навсегда войдет в историю кинематографа.

 

UPD: Уже взял!

 

Другие наши статьи о кино читайте в рубрике «Развлечения«

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *